Летающие автомобили все еще не готовы к взлету, но автопроизводители продолжают подниматься на борт

F Летающие автомобили (и реактивные ранцы) восхищают публику и прессу на протяжении десятилетий и являются верным способом привлечь толпу и освещение на каком-либо мероприятии. На виртуальной выставке CES в этом месяце компания GM получила большой резонанс (и значительный скачок курса акций) благодаря своим многочисленным анонсам, одним из которых было представление концепта летающего автомобиля, выполненного в стиле Cadillac.

Как и большинство современных так называемых летающих автомобилей, концепт GM на самом деле не предназначен для дорог или вообще для управления, а является автономным одноместным электрическим транспортным средством вертикального взлета и посадки (eVTOL). Названный Vertile и являющийся на данный момент лишь рендером, GM утверждает, что он будет питаться от батареи емкостью 90 кВт/ч и предназначен для поездок на короткие расстояния, достигая максимальной скорости 56 миль/ч.

Stellantis (née FCA) также вскочил на повозку летающих автомобилей на CES, объявив о партнерстве с калифорнийской компанией Archer Aviation для запуска того, что Archer называет первой в мире полностью электрической авиакомпанией. Но Stellantis-Archer eVTOL предназначен для перевозки пассажиров на короткие расстояния между, скажем, центром города и отдаленными аэропортами, а не на дальние расстояния.

Эти две компании присоединяются к новой стае концепций персональных летательных аппаратов и партнерств между крупными автопроизводителями. В прошлом году Hyundai продемонстрировал на своем стенде на выставке CES eVTOL, рассчитанный на четырех пассажиров и пилота, а Toyota объявила об инвестициях в размере около 400 миллионов долларов в стартап Joby Aviation, занимающийся пилотированием eVTOL.

На Франкфуртском автосалоне 2019 года несколькими месяцами ранее Mercedes-Benz представил воздушное такси, разработанное его партнером, немецкой компанией Volocopter, а на Женевском автосалоне 2018 года Audi объединилась с Airbus и Italdesign, чтобы представить электрический и автономный квадрокоптер/городской автомобиль. Если часть автомобиля застрянет в пробке, то разработанный Airbus беспилотник можно вызвать через приложение, чтобы он поднял капсулу пассажирского салона, оставив самодвижущееся шасси и час пик позади.

Вице-президент по глобальному дизайну GM Майкл Симко (Michael Simcoe) сказал во время видеопрезентации на CES, что Vertile компании встретит вас на крыше и опустит в ближайший к месту назначения Vertiport. Как пассажир, – добавил он, – он представляет собой личное пространство и панорамный вид на мир, проходящий под вами.

Конечно, звучит круто. Но мечта о том, чтобы личные автомобили поднялись в небо, появилась раньше, чем пассажирские автомобили в том виде, в котором мы их знаем, – еще в 1841 году, когда был запатентован воздушный паровой экипаж Хенсона. И с тех пор мы ждем летающих автомобилей.

Заинтересованность автопрома в летающих автомобилях как части их портфелей мобильности и логистики проявляется в то время, когда технологические гиганты и другие компании сокращают свои собственные амбициозные планы по персональным полетам. В конце 2020 года компания Uber объявила о том, что Joby Aviation приобретает ее подразделение Uber Elevate – всего за несколько недель до того, как компания, предоставляющая услуги по перевозке пассажиров, избавилась от своего подразделения автономных транспортных средств, чтобы остановить бесконечную реку красных чернил.

Kitty Hawk, стартап по созданию летающих автомобилей, запущенный в 2010 году соучредителем Google Ларри Пейджем и гуру самодвижущихся автомобилей Себастьяном Труном, объявил этим летом о том, что компания снимает с производства свой Flyer, ультралегкий одноместный понтонный самолет, предназначенный для рекреационного использования над водой, а не для парения над забитыми городскими пробками. Однако Kitty Hawk продолжает разработку Heaviside, более крупного одноместного eVTOL с дальностью полета около 100 миль для коротких перелетов из города в город.

Но если технологические титаны с большими карманами могут вкладывать время и деньги в домашние проекты, то автопроизводителям, удерживаемым акционерами, сложнее вкладывать средства в потенциальные концепции летающих автомобилей. Например, спустя чуть больше года Audi приостановила работу над своим воздушным такси Pop.Up и взяла паузу в партнерстве с Airbus.

В то время как автопроизводители привыкли иметь дело с обременительным регулированием, которое требуется для производства и обслуживания автомобилей, полет в небо представляет собой совершенно новый уровень правил. Федеральное управление гражданской авиации США и Агентство авиационной безопасности Европейского союза медленно продвигаются в области регулирования, которое откроет небо для новых персональных самолетов, поскольку темпы развития технологий опережают разработку политики.

Бывший заместитель администратора FAA и нынешний руководитель глобальной политики подразделения Hyundai Urban Air Mobility Майк Уитакер сказал eVTOL.com, что он признает как осторожный подход FAA, так и разочарование OEM-производителей, которые хотят ясности и скорости сертификации.

Уитакер добавил: В конце концов, ни правила, ни технология еще не готовы к прайм-тайму, и промышленность и FAA должны продолжать работать вместе, чтобы внедрить эту технологию и поддерживающую ее экосистему так быстро, как это может быть безопасно достигнуто.

Поэтому, хотя Симко и сказал на виртуальной презентации GM на CES, что Vertile – это проблеск того, как автономность и роскошь Cadillac могут выглядеть в недалеком будущем – и учитывая, что мы ждали почти 200 лет с момента появления воздушной паровой повозки Хенсона, чтобы увидеть летающие автомобили в большом количестве – не задерживайте дыхание. Или пока не продавайте свой автомобиль.

Оставьте комментарий